Объяви наркотикам мир!
Парадоксальный метод освобождения от зависимостей.
Алкоголизм , наркомания и другие зависимости разрушают тела, семьи и становятся болезнями целых народов.
Страдающие от зависимостей и их семьи объявляют войну наркоманам и наркомании. Государственные программы формируют целые профессиональные армии для этой войны. И они терпят поражение, ибо борются с идеей, чем-то нереальным, тем, что не воюет. Симптомом этой войны является запугивание тех, кто злоупотребляет именно из-за стресса и страха, чувства беспомощности. Эта война построена на насилии и ограничении, в то время как бессилие, стыд, чувство собственной несостоятельности- то, что является основой борьбы, чаще всего является стимулом к злоупотреблению.
Давно известно что запугивание является проявлением бессилия. В состоянии беспомощность мы зачастую поступаем исходя из своей глубинной боли. Тот кого в детстве наказывали за слабость с презрением и злостью смотрит на проявления слабости в других. Они не становятся сильнее, так и не получив поддержки адекватной возрасту и не научившись конструктивно справляться с проблемами.
Воспитанные на насилии и осуждении, они мыслят как дети, пытаються решать всё по сценарию: найти виноватого\плохого и наказать или уничтожить или избавиться от него, быстрые и простые решения. Многие учёные и социальные деятели соглашаются что изгои и возмутители общественного спокойствия похожи на симптомы болезни всего общества и глубоко связаны с так называемыми здоровыми его членами. И воевать с ними и избавляться от них всё равно что лечить все болезни ампутацией. Просто то, как страдают «здоровые» от насилия над «отбросами» не столь очевидно, как и глубокая связь между ними.
Злость вопрошающего в большей степени вызвана его подавляемым страхом перед собственной беспомощностью.
Впрочем, всё это может быть похоже на философствования и, даже, на демагогию. Только практика работы с сообществами показывает как сильные и здоровые члены общины открывают свою личную боль выслушивая потребности больных, и как освобождаються и обретают реальную силу принимая их и помогая им. Речь идёт не о пожертвовании а о реальной помощи, принятии их в сообщество, создавая условия для интеграции и развития. Это может помочь исцелиться обеим сторонам.
Давно уже обсуждается что война разрушительна а созидателен мир.
Нередко в истории народов воюющие страны приходили к выводу, что война вредит всем сторонам и садились за стол переговоров а поиске взаимовыгодного решения. Пришло время «по-настоющему» услышать страдающих от зависимости, слышать голос, толкающий к злоупотреблению.
Услышать потребности стоящие за разрушительным поведением, удовлетворить их адекватно, взрастить качества необходимые для здоровой реакции. Дать себе шанс…
Почему же мы, зачастую знающие это, редко прибегаем к такой стратегии? Я предполагаю, что это потому что эта стратегия кажется слишком долгой, требующей избыточного времени и энергии. Кроме того потребительские и технологичные ценности нашего времени зачастую ведут к отчуждённости. В роли сильного и здорового, знающего что правильно относительно безопасно. А вступая с болеющим в диалог на равных страшно потерять контроль. Думаю что общество сделает большой шаг в развитии когда усвоит ценность личного внимания, ценности глубинных потребностей каждого и мы перестанем экономить время и свою вовлечённость.
Я часто слышу о людях, страдающих от той или иной зависимости: «это их выбор», или даже что им это нравится. В моей практике я столкнулся с тем, что обычно это не так. Настоящий выбор обычно предполагает наличие двух или более альтернатив. Если речь идёт о зависимости страдающий чаще всего не верит в то, что он может жить по-другому или не знает, как бывает по-другому. Выбор чаще всего делается из страха, чем исходя из здравого смысла.
Когда ими руководит страх и беспомощность, неверие в свою способность- альтернативы исчезают, остаётся только одна возможность на грани выживания. Чтобы появилась способность выбирать, надо поверить в свои силы, понять каковы реальные возможности, получить опыт как бывает лучше.
В потребности стоящей за злоупотреблением сокрыты важнейшие развивающие драйвы и методы спасения и выживания.
Обычный вопрос- что вас толкает на злоупотребление требует искренности, мужества и предельной внимательности как у вопрошаемого так и у вопрошающего.
Если вопрошающий не способен сам ответить на этот вопрос искренне касательно своих слабостей, его вопрос не выйдет из поля борьбы в поле развития. Вопрошаемый подспудно будет чувствовать себя обвиняемым, и будет защищать себя и своё чувство собственного достоинства.
Поле развития предполагает способность принять другого без оценок, не возвышаясь и не унижаясь, за пределами стыда, вины и правоты. Поле развития приглашает к совместному поиску источника болезни и источника исцеления, поиску ресурсов и барьеров, и формированию новых навыков, способностей и качеств.
Предполагая, что у каждого есть своя зависимость, импульсивная привычка и т.п. вспомните характерную ситуацию, Ваши поступки, что ими руководит. От чего Вы бежите, к чему стремитесь? Откажитесь от прямого или косвенного осуждения. Эта потребность — Ваше законное право. Вы сохраняете себя, избегаете пугающего, даёте себе отдых, заполняете пустоту, почувствовать себя в безопасности, удовлетворяете голод по впечатлениям — всё это важно и ценно. Лишь позже, на следующем этапе Вы можете решить, каким образом уместнее удовлетворить эту потребность (всё также без осуждения). А пока идите глубже, определяя всё точнее все подробности этой потребности.
Пример: Я увлекаюсь просмотрами фильмов и демотиваторов и ругаю себя за потерю времени. Я давно уже понял, что самобичевание на самом деле ни капли не мотивирует меня. Исследования показали что люди, прощающие себе слабости менее подвержены импульсивному поведению. Так или иначе я понимаю что ухожу в онлайновый запой когда нарастает чувство тревоги и беспомощности— я не знаю за какое дело взяться в первую очередь, так много всего нужно успеть. Цепь мало осознаваемых ритуалов приводит к тому, что ищу успокоения, отвлекаясь на успокаивающий поток бесполезной информации. Я признаю своё право на покой, при этом, забегая вперёд, мне стоит признать своё право на беспокойство, страх провала и ряд сопряжённых страхов, я признаю своё право желать избегать неприятных переживаний. И, вопреки расхожему мнению, давая себе право бояться, мне легче справиться с этим страхом и поступать мудро. Но конкретные действия это уже следующий этап, с которым, я уверен, Вы справитесь и сами (обратите внимание, что я выделил слово желать в предыдущем предложении).
Итак, объявляем зависимости мир, а что ещё важнее объявляем мир себе самому. Важно понять, что зависимость зародилась намного раньше чем нынешнее её проявление, она зародилась когда был нарушен мир с собой. Чувство вины оказалось слабым мотиватором, чувство собственной несостоятельности в большей степени ведёт к беспомощности, чем стимулирует к развитию. Одобрение, внимание, вера в Ваши силы, партнёрское отношение создают хорошую почву для формирования силы. Для помогающего важно быть более сострадательным чем жалостливым— понимать и поддерживать, быть рядом помогая проявлять мужество, сострадая но не потакая. С лёгкой руки Карлоса Кастанеды в наш обиход вошло удивительно наглядное слово индульгирование, подходящее для того что мы зовём жалостью к себе. И в данном контексте безжалостность- совсем не жестокость, она даётся только тому кто относиться к себе с вниманием и уважением ко всем своим проявлениям.
Когда мы выходим из поля борьбы в поле созидательного развития, отказавшись искать виноватых и исправлять неправильных, мы приходим к ресурс-ориентированной концепцией исцеления. Ресурс-ориентированная концепция исцеления предполагает, что мы усиливаем адаптивные качества, используем уже сформированные сильные качества, укрепляем веру в себя, внутреннюю силу, развиваем энергичность и стрессоустойчивость.
Среди замечательнейших ресурс-ориентированных методов можно особо отметить ряд направлений телесно-ориентированной терапии, в частности бодинамику и телесно-дыхательную интеграцию.
Эти методы включают психотерапию в разговорном жанре, психодинамической терапией, экзистенциальной терапией, НЛП, гипнотерапией, позитум- терапией, гештальт-терапией, клиент- центрированной терапией, и особенно хорошо сочетаються с зарекомендовавшей себя в этом направлении когнитивно-поведенческой терапией.
Замечательно дополняют эти подходы Арт-терапия и работа с Метафорическими ассоциативными, ОН-картами, видео о проективных картах
Отдельно хочется выделить Биологическую Обратную Связь (БОС)
Пройти курс БОС тренинга, коучинга или терапии,
а также с вопросами о применении и приобретении тренажёров обращайтесь:
Андрю Флешель (США Украина) — психотерапевт, гипнотерапевт, сертифицированный коч (coach), семейный психотерапевт, НЛП практик, практик телесной психотерапии, травмотерапевт, инструктор по биологической обратной связи.
Резюме, учёба и профессиональный опыт
+38 099 770 32 88, +38 096 881 9694, +38 093 183 68 12