Возможна ли «мягкая» работа с травмой, когда долгосрочная терапия становится вредной

Возможна ли «мягкая» работа с травмой, когда долгосрочная терапия становится вредной

Термин экологичность в психотерапии вошёл в широкий оборот вместе с термином ретравматизация. И, как обычно происходит в таких случаях, эти термины стали объектами спекуляций. В обсуждениях и наблюдении работы своих учеников и коллег я отметил что нередко страх перед сильными эмоциональными реакциями клиента, неуверенность в своих навыках и метанавыках диктует подмену качественной терапии методами «забалтывая» и «замирания».

Многочисленные современные исследования показывают что терапевтическая работа с травмой предполагает полное переосмысление реакции травматического события со сменой деструктивных убеждений о себе и о окружающем мире на конструктивные. Неврологические исследования подтверждают теорию что для переработки травмы необходима реконсолидация памяти, которая предполагает перепроживание тех же эмоций и импульсов которые клиент проживал во время психотравмирующего события с соответствующей интенсивностью.

Иными словами исцеление травмы без эмоционально отреагирования принципиально не влияет на лечение. Терапия в таком случае может дать временное успокоение но не изменить самооценку, травматические решения, реакции на триггеры и иррациональное поведение.

Опыт показывает что в случае с моно-травмой людям с высокими адаптивными способностями и социальной поддержкой удаётся исцеляться от симптомов острой травмы даже с помощью разговорных методов и арт-терапии. Но через некоторое время нередко симптомы проявляются снова или появляются новые.

Важно отметить что отреагировали предполагает эмоционально перепрожить реакцию на воспоминания через тело. Хорошо если клиент вспоминает ситуацию как-бы находясь в ней ( а не глядя со стороны или рационализируя о логике событий) и мы можем видеть реакции дыхания, напряжение в мышцах, движение глаз. Хорошо когда клиент может назвать эмоции и импульс к действию.

Важно видеть как тело клиента стремится выразить подавление чувства и как оно подавляет их в иррациональном страхе.

Помочь клиенту мы можем помогая назвать его эмоции, нормализировать их и поощрять в отреагировании: «хорошо что тело освобождается от напряжения, ведь событие уже давно позади». Наблюдая где в теле напрягаються мышцы и сдерживается дыхание мы можем понять какова реакция к действию (кисти- ударить и вцепиться, горло- крик или плачь, ноги- бежать, коллапс- застыть). Называя эмоции и импульсы мы помогаем им разрядиться.

Симптом теперь представляется реакцией тела, направленной на разрядку напряжения.

Только после отреагирования клиент готов к полному качественному переосмыслению своих предубеждений и реакций, связанных с травмой в соответствии с нейронной реакцией по Феббу.

Теперь о долгосрочной терапии травмы.

Коротко- если клиент долгое время в терапии получает пользу но симптом его не исцеляется, его система психологических защит адаптируется к терапевтическим воздействиям.

Клиент при этом может радоваться бонусным достижениям терапии но разочарование и бессилие перед симптомом научает бессознательно всё меньше доверять и всё бережнее вовлекаться.

Мой опыт показывает что клиенты с конкретной симптоматикой, походившие на разные «тихие» методы (разговорные, арт, визулизация) исцеляться от симптомов в среднем дольше «новичков» и демонстрируют больше защит. Хотя надо отметить что нельзя этого утверждать с абсолютной уверенностью только на основании простых наблюдений, без исследований, учитывающих все важные нюансы.

Флешель Андрю (США, Украина): психотерапевт, тренер, супервизор, cертифицированный ребёфер, специалист по телесно-ориентированной психотерапии и дыхательным психотехникам, сертифицированный коч.

Опыт работы 17 лет, из них 8 лет в клиниках и кризисных центрах в США. Ведёт обучающие программы по телесно-ориентированной психотерапии, работе c психологической травмой, ребёфингу и кочингу.

0968819694

 

 

Leave a comment

Name
E-mail
Website
Comment